Трудности взросления

Детство — подготовка к взрослой жизни. Если будет оно хорошо организованным, тогда человек вырастет хорошим, плохо направленное всегда обернётся нелёгкой судьбой.

Когда ребёнок становится «трудным», трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. «Трудный» ребёнок — страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки. Он чувствует себя непонятым, иногда растерянным. «Трудные» дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения или в семье, или в школе, но иногда такие дети вырастают и во вполне благополучной среде.

Прежде всего, надо понять, что «трудные» дети — это не те дети, с которыми нам, взрослым, нелегко, а дети, которым трудно самим. Часто случается так, что сложившиеся отношения в семье ведут к отчуждению детей от родителей.

Родители не согласны с кругом общения подростка, их беспокоит эмоциональная нестабильность подростков. Подростки более возбудимы, что связанно с закономерными возрастными изменениями, а родители ощущают тревогу из-за потери контроля над ребенком.

Современные исследования психологов определили, что за «плохим поведением» детей и подростков стоит:

  • требование внимания или комфорта;
  • желание показать свою власть или демонстративное неповиновение;
  • месть, возмездие;
  • подтверждение своей несостоятельности и неполноценности.

За всеми проблемами скрывается невозможность старшего изменить стиль общения с подростком. Родителям трудно признать появившиеся в своем ребенка зачатки взрослости: тягу к самостоятельности в организации своего свободного времени, самостоятельный выбор круга общения. Неудачи родителей в изменении форм взаимодействия с ребенком обуславливают неудачи у подростков конструктивно строить свою взрослую жизнь. Это приводит, в свою очередь, к псевдовзрослому поведению: курение, употребление алкоголя, неразборчивость в отношениях, потеря интереса к школе.

Над родителями довлеют внешние, чаще отрицательные, оценки своих детей, которые они слышат, например, в школе. И это мешает им видеть в своем ребенке положительные стороны. Оказывается, что родители озабочены внешней оценкой их успешности как воспитателей и в итоге перестают доверять своим детям. А дети переживают очередной опыт отречения.

Бывает, что старшее поколение использует подростков для решения своих психологических проблем. Это проявляется в противоречии между восприятием их маленькими, когда те уже перестают такими быть. И в то же время заставляют быть своих детей взрослыми, но взрослыми по отношению к себе. Часто такое поведение демонстрируют одинокие матери. Они требуют: будь как я, помогай мне, живи по моим представлениям взрослости, не оставляй меня одну. А ведь развивающаяся взрослость подростков направлена на другие сферы: на установку контактов со сверстниками, на поиск своего места среди взрослых, на самостоятельное отношение к развивающемуся телу (в основном это касается озабоченности своим внешним видом), на осознании своего места в мире. Именно в этих сферах подросток хочет научиться быть взрослым, и это отвергается взрослыми.

Одна из причин заключается в недооценивании важности доверительных разговоров и совместного проведения достаточного количества времени с взрослеющими детьми.

Другая причина заключена в чрезмерной озабоченности материальной стороной жизни: гонка за жизнью «съедает» время и силы, которые могли бы быть отданы общению с детьми.

Что же со всем этим делать?

  • Для начала надо побороть тревогу перед проблемой переходного возраста. Чувство тревоги делает нас бессильными. Надо набраться мужества и перейти к активной позиции.
  • Переоценить и перестроить свою жизнь так, чтобы в ней нашлось время, чтобы быть вместе с нашими детьми. Сложно, но это необходимо. Одним из важных совместных дел, кроме обучения и труда, должен стать досуг.
  • Необходимо научиться самостоятельно разговаривать с подростками о современных проблемах. Лучше, если вы станете источником всесторонней информации, и тем самым восстановите авторитет у подростков.

«Трудный» возраст на самом деле хоть и действительно труден, но это тот возраст, который проверяет нас как взрослых, как родителей, как специалистов. Если справимся, то, значит, мы — способные специалисты и способные родители, а если что-то не заладилось, то помните, что всегда найдутся те люди, которые помогут справиться. Главное верить.

Scroll to top