Контроль или самостоятельность

«Старший сын-старшеклассник у меня очень самостоятельный, сам учит уроки, а двое младших (второй и пятый класс) требуют моего внимания. Я отдаю их урокам много сил и времени и пока не вижу результата. Это меня очень огорчает. Надо ли давать детям самостоятельность в выполнении домашних заданий?»

Подобный вопрос часто звучит из уст родителей.

Я понимаю многих мам, которые учат уроки со своими детьми школьниками. Мамы хотят, как лучше! Чтобы оценки были лучше и писал аккуратнее, и чтобы учительница похвалила.

Выполняя уроки с ребенком, взрослые чувствуют свою значимость и востребованность. Это очень важные и ценные чувства для любого человека, они наполняют жизнь смыслом. Однако, при этом родители не думают о будущем ребенка и мешают формироваться его самостоятельности.

Я знаю мам и бабушек, которые за ручку водят в школу своего первоклассника весь учебный год. Психологически школьник остается на уровне двухлетнего ребенка, которому безопасно и спокойно ходить за руку со взрослым.

В год и два малыш не прочь гулять со взрослым держась за его руку, точнее за палец взрослого, ему так спокойнее. В три и четыре года ребенок на прогулке бежит впереди, отказывается давать руку, так как ему приятно чувство свободы, и он осваивает самостоятельно новое пространство.

Для нормального развития ребенка важно учитывать его возрастные потребности и позволять им реализовываться.

В школьном возрасте важно научить учиться самостоятельно. Здесь нужны терпение, такт и смелость.

Терпение к тому, что ребенок усваивает новые знания не так быстро, как вам хочется. И рука пишет не так ровно, как у взрослого, и скорость счета и чтения другая. Ну что ж, у него все это впервые, а у вас уже было миллион повторений, не сравнивайте себя с ним, у него все впереди. Позвольте его навыкам сформироваться!

Такт: если вы хотите сделать замечание, начинайте с одобрения, а уж потом переходите к поправкам ошибок. Не повышайте голос! Будьте терпимы! Ведь это ваш взрослеющий ребенок, у вас тоже когда-то, что-то не получалось!

Смелость: разрешайте ему ошибаться, собственные ошибки и их поправки запоминаются сильнее, чем ваши поправки до его ошибок. Даже если в школе получит двойку, это не трагедия, а всего лишь эпизод в его и вашей жизни.

Я помню свою первую двойку за первый диктант в первом классе, когда в одном слове «медведь» я сделала три ошибки, и это при том, что я уже бегло читала толстенные книги. Сейчас я со смехом вспоминаю эти три строчки диктанта, с исправленным красными чернилами словом и крупную двойку. Я написала тогда «мидьвед», в конце не поставила мягкий знак, так как подумав, решила, что в слове не может быть два мягких знака. Помнится, я тогда не сильно огорчилась из-за двойки. Меня никто не ругал, только мама объяснила, как правильно пишется это слово, и еще объяснила почему именно так: «Мёдом ведает! Потому, что мёд любит.»

Если ваш ребенок не может делать уроки без вас, то используйте постепенность в увеличении дистанции. Это тоже нужно делать через одобрение. Похвалили, поддержали, отошли. Позвал на помощь, подошли, подсказали – отошли. Постепенно увеличивая промежутки самостоятельности. Соблюдайте режим, когда ваш ученик садится за уроки. Повторяемость действий вырабатывает привычку, создает ощущение спокойствия и доступности положительного результата. В очередной раз вы просто говорите, предварительно накормив ребенка обедом: «Сейчас ты выучишь уроки, а потом мы с тобой…», продолжение может быть любым: испечем пирог, наведем порядок, сходим в магазин, погуляем, порисуем, поиграем и т.д.

Главное, вы подразумеваете, что приоритет за уроками и за его самостоятельностью. После таких слов, обычно уроки делаются самостоятельно, а если нет, то продолжаете использовать постепенность, одобрение в самостоятельности и увеличение дистанции.

Чувство самостоятельности прекрасно, оно дает ощущение свободы действий и уверенности в своих силах. Лишая ребенка самостоятельности, вы мешаете ему взрослеть и личностно развиваться. В последующем это отрицательно скажется на его жизни. Позднее взросление – это куча упущенных возможностей. Раннее взросление – тоже плохо, но это уже совсем другая история. А хороша как всегда, золотая середина!

Бонусом вы получаете свободное время для себя и хорошее настроение!

Scroll to top