В подростковом возрасте, одной из причин обращения к психотерапевту является потеря интереса к учебе.
Еще в прошлом году ребенок был хорошистом (это может быть 5-8 класс), а в этом году (6-9 класс) съехал на тройки. Совсем не хочет учиться! Перестал помогать по дому, не убирает в своей комнате, стал замкнутым, грубит!» — возмущаются родители.
Такое изменившееся поведение подростка настораживает и требует особого внимания со стороны взрослых.
Причины могут быть разные.
- Проблемы со здоровьем. Частым явлением в этом возрасте бывает вегетососудистая дистония, так как подросток интенсивно растет.
- Длительные эмоциональные переживания, тревоги и страхи, приводящие к неврозу.
- Сбитый режим, если поздно ложиться и хронически недосыпает.
- Переутомление, связанное с дополнительными нагрузками помимо школы (спорт, музыкальная школа, хореография и др.), если их много и каждый день заполнен до предела.
- Пробелы в знаниях, когда что-то пропустил, не доучил, не понял, а следующую тему понять еще труднее.
- Конфликт с учителем или одноклассниками.
- Увлечение чем-то посторонним в соцсетях или влияние дурной компании, где совсем другие приоритеты.
В любом случае родителям надо постараться понять причину снижения успеваемости (самим или со специалистом) и помочь ребенку.
Следствием всех приведенных случаев, является нехватка энергии или внутренних ресурсов ребенка, которые необходимы для успешной учебы.
Поиск решения проблемы следует начать с разговора с подростком. Надо вместе с ним определить:
- цель, куда он хочет прийти (успешная учеба, крепкое здоровье, уверенность в себе и т.д.)
- выявить, что мешает достижению этой цели?
- устранить это вместе с ним.
Например, отрегулировать режим и может быть частично снять дополнительные нагрузки.
Если есть пробелы в знаниях, то привлечь репетитора или помочь самому, если родитель владеет этим предметом.
Помочь ребенку решить конфликты, если таковые имеются.
Если что-то болит, то сходить к доктору, обследоваться и пройти курс лечения.
Если есть повышенная раздражительность, утомляемость, нарушение сна, рассеянность внимания, невозможность сосредоточится на уроке, тревога, страх ответов на уроках, нежелание идти в школу, то необходима помощь психотерапевта, чем раньше, тем лучше.
И, конечно же, надо одобрять любые успехи ребенка, поддерживать при неудачах и помогать двигаться вперед, формируя в нем самостоятельность и организованность.