Особенности игры в младшем школьном возрасте

Высокая восприимчивость, отзывчивость и доверчивость младших школьников позволяет без особого труда вовлекать их в игру. Непосредственность и быстрота реакции наиболее ярко проявляются в игровых ситуациях. Стремление младших школьников создать своеобразное равноправное общество, в котором дифференциация индивидуальных отношений не носит того абсолютного характера, приводящего к исключительному предпочтению одного ребенка другому (А. Валлон), способствует возникновению групповых игр с различными ритуалами и паролями. Дети предпочитают игры с секретами, посвящением в тайну, и прочими атрибутами, которые создают иллюзию независимости и автономности в принятии решений.

Отношение к игре младших школьников серьезно и ответственно. Ребенок, попадая с первых дней пребывания в школе в жесткую полосу оценивания, повышающую тревожность, снимает напряженность в игре. В то же время игра направлена на стимулирование активности, внимания, терпеливости, самостоятельности и т. д.

Творческие игры не являются ролевыми. В них ребенок обретает новую позицию — он становится исследователем, вовлеченным в поисковую деятельность. Широко распространены игры, способствующие реализации коллективного потенциала творчества, эффективность которого обеспечивается четким распределением ролей.

Игры-драматизации имеют свою специфику. У младших школьников уже существует определенный игровой опыт; немаловажное значение приобретает отчетливо проявляющаяся целевая установка, а также критичность в отношении содержания и развития игровой действия. Дети получают удовлетворение не от игры вообще, а от исполнения той или иной роли. Игры-драматизации с конкретным образовательно-воспитательным содержанием начинают проводиться уже в добуквенный период.

В ходе обобщения практического опыта использования театрализованных игр С. А. Добровым обнаружено, что навыки нравственного поведения эффективней усваиваются детьми при включении в работу над их постановкой. Совместные поиски сюжетов, создание инсценировок способствуют продуктивному перенесению детьми социальных ситуаций в игру. Обучающе-развивающая ценность драматизации (инсценировки) как методического приема состоит в том, что дети реально воспроизводят события и факты, о которых им рассказывают учителя, родители, или свидетелями которых они сами оказываются.
Собственно сюжетно-ролевые игры являются своеобразными театрализованными действиями. Т. К. Станиславский, который глубоко осмыслил творческое начало детских игр, отмечал общее в состоянии актера на сцене и ребенка, исполняющего роль в той или иной игре, именно в приподнятости и эмоциональности. В этом плане игры-драматизации позволяют учителю полнее раскрыть моральную сторону поступка, наглядно утвердить в сознании ребенка его оценку. Приемы инсценирования дают возможность перейти от конкретных образов и ситуаций к усвоению детьми отвлеченных понятий и норм нравственности.

В методической литературе описан еще целый ряд интересных ролевых игр с младшими школьниками. По содержательному признаку выделяются основные виды игр: игры познавательного содержания, игры трудового характера, игровые праздники и т. д.

Безусловно важно, что ролевые и творческие игры переводят ребенка из позиции объекта в позицию субъекта воспитания и обучения.

Scroll to top