Можно и нельзя

В последнее время мне не раз приходилось слышать, что детей до пяти лет стоит воспитывать по японской методике, не запрещая ничего. От пяти до пятнадцти лет, наоборот — в строгости, и вводить понятие «нельзя». А с пятнадцати лет — быть с ребенком на равных и с уважением. На самом деле японцы не позволяют ни вседозволенности, ни жесткости в воспитании детей.

Давайте посмотрим на воспитание маленьких детей с точки зрения психологии и медицины. До года  ребенок очень привязан к матери. К двум-двум с половиной годам он начинает осознавать себя, как отдельная личность. В это время появляется фразовая речь, ребенок говорит о себе «я». С двух до пяти у ребенка проявляется так называемый детский негативизм, когда ребенок пытается самоутверждаться как личность («я сам!») и отвергает помощь взрослых. «Не хочу есть. Не хочу гулять!» — он как бы пробует границы возможного.

Мудрый родитель не станет эмоционально реагировать на протесты малыша, а позволит проявить самостоятельность там, где это возможно и мягко или более требовательно, в зависимости от ситуации, повернет ребенка в нужную сторону. Здесь можно применять разные приемы в зависимости от возраста и конкретного ребенка, например:

  • убеждения: «кашу есть надо, чтобы вырасти большим и сильным»;
  • переключение внимания: «а мы сейчас съедим кашу и пойдем гулять на площадку»;
  • мягкую настойчивость: «все хорошие мальчики едят кашу, ты ведь хороший мальчик».

Ребенок периодически проверяет границы дозволенного. И если в этом возрасте ничего не запрещать, то границы дозволенного не формируются, а у ребенка появляется ощущение вседозволенности и избалованности. Сформировать эти границы в более старшем возрасте бывает очень трудно, так как уже сформировался определенный стереотип поведения и потребительское отношение к миру: «Мне все все должны!» В социуме (в детсаду, в школе) это не успешная стратегия, так как, когда не совпадают ожидания, появляются обиды.

В тоже время нельзя содавать множество строгостей и запретов, так как можно сломать эту только начавшуюся формироваться личность. Сломленный ребенок становиться послушным, удобным для взрослых, он все делает с оглядкой на мнение старших, его самостоятельность подавлена.

Здесь нужна золотая середина, которая позволяет вам лучше понять своего малыша, оградить его от неприятностей. Спокойно и мудро сотрудничайте с собственным ребенком, позволяя ему становиться самостоятельным там где он уже может, одобряя его в этом и останавливая его там, где он неправ. Если запреты обоснованы и объяснены ребенку, то он принимает и усваивает это даже в двухлетнем возрасте. При таком воспитании ребенок развивается гармонично, осознавая свои возможности и возможности других людей.

Если возникают сложности в воспитании ребенка, вы всегда можете обратиться в наш центр и получить консультацию и рекомендации специалиста в вашем конкретном случае.

Scroll to top