В последние годы, мне как психотерапевту, приходится работать с подростками, со страхом экзаменов в 9 и 11 классе.
Почему возникает страх? Есть что-либо полезное в нем?
Страх формируют учителя и родители, считая, что нагнетая обстановку перед экзаменами, они повысят ответственность у детей и желание учить билеты, чтобы успешнее сдать экзамены. Однако часто достигается обратный результат.
Страх – это сильная отрицательная эмоция, на экзамене она парализует мыслительные процессы, и ребенок может забыть даже то, что хорошо учил. В результате оценка ниже, чем могла бы быть.
Экзамены в школе – это всего лишь этап в жизни, подведение итогов знаний за 9–й или 11–й класс. Если ребенок в меру волнуется – то это помогает ему активизировать мышление, а если волнуется сильно, то очень мешает.
Хорошо если учитель готовит учеников по своему предмету и одновременно вселяет веру говоря: «Вы все сдадите экзамены! Мы с вами хорошо учили предмет». Плохо если учитель наоборот пугает: «Вы не сдадите!»
Особо внушаемые дети начинают плохо спать, нервничают, плохо запоминают предмет, часто просто не хотят идти в школу.
А вы бы, взрослые, хотели бы ходить на работу, если бы вам каждый день устраивали бы «пугалки», что не сдадите отчет в конце года?
Хочу успокоить детей, что экзамены принимают доброжелательные экзаменаторы, это не опасность, которую надо бояться, это вопросы по тем темам, которые вы учили. Будьте уверенны в том, что в нужный момент, вы вспомните нужный ответ.
А если реально трудно самим справиться со страхом экзаменов, приходите к психотерапевту.