Профилактика и терапия неврозов у детей младшего школьного возраста

Детские страхи являются синдромом душевного неблагополучия. Страхи могут появляться и в 4-5 лет. Однако чаще всего они возникают с 6 до 12 лет. Причины страхов разные, из наших наблюдений, это:

  • конфликты родителей между собой
  • рождение второго ребенка (меньше внимания старшему ребенку, в то же время уставшая мать становится более раздражительной)
  • телевизор без ограничений или телевизор, как фон семейной жизни
  • раннее освоение компьютера и отсутствие ограничений в компьютерных играх.

Телевизор и компьютер, воздействуя на организм ребенка, вызывают утомление как физическое, так и психическое. Появляется рассеянность внимания, отвлекаемость, раздражительность, обидчивость или агрессивность. Собственно, как следствие этих симптомов, нарушаются социальные связи. Возрастает конфликтность со сверстниками детском саду или школе, невыполнение просьб родителей, возникают конфликты в семье.

Если родители не обращают внимания на эти симптомы, то состояние ребенка ухудшается, приводя к более сложным невротическим расстройствам: логоневроз, энурез, энкопрез, невротические тики или психосоматика: аллергические реакции, проблемы желудочно-кишечного тракта, вегетососудистая дистония и др.

В то же время, все эти расстройства легко устранимы при применении психотерапии и занятий с детскими психологом. В работе с младшими школьниками применяется гипносуггестия, арттерапия, сказкотерапия, песочная терапия.

Параллельно проводится работа с родителями на безусловное принятие и понимание своего ребенка, и проявление большей терпимости к нему.

Дозирование телепередач и компьютера (для дошкольников 3 часа в неделю), подвижные игры на свежем воздухе, режим сна и отдыха позволяют оградить детей от информационного стресса.

Информационная избыточность перегружает левое полушарие — логическое, речевое, — и слабо используется, а следовательно, слабо развивается правое полушарие — чувственное, творческое. Акцент на развитии только интеллектуальных навыков, в некоторых семьях считается основным в подготовке ребенка к школе.

«Однако при этом упускается из вида развитие у ребенка не менее важных для его дальнейшей самостоятельной жизни невербальных «правополушарных» функций, связанных с художественным творчеством, образным мышлением и системным видением мира, и, что самое главное в контексте защиты от стрессов и профилактики психосоматических заболеваний, связанных с эмоциональным самоконтролем, — осознаванием эмоций, с культурой чувств. Тем самым, в детстве в мозг человека закладывается своего рода психофизиологическая «мина замедленного действия», которая может «взрываться» в виде стрессовых невротических и телесных расстройств как в школьные годы, так имного лет спустя, причем делать это повторно, многократно, раз за разом усиливая свое поражающее действие» (М.Е.Сандомирский).

Возникающая диспропорция функциональной асимметрии полушарий приводит к сложности понимания самого себя и сложности общения с другими. Как следствие этого снижается самооценка ребенка, возрастает неуверенность в себе, могут появляться страхи и другие невротические расстройства. Такие дети мыслят и говорят шаблонами взрослых, не умеют играть со сверстниками. Именно для коррекции этих нарушений применяются игровая терапия, сказкотерапия, арт-терапия, которые способствуют активизации работы правого полушария и устраняют возникшую межполушарную асимметрию. При этом улучшается коммуникабельность, повышается мотивация к учебе и успеваемость ребенка.

Профилактикой детских неврозов младшего школьного возраста является правильная подготовка к школе. Полная готовность ребенка к первому классу включает не только интеллектуальное развитие, а также личностную, социально-психологическую и волевую готовность. Личностная и социально-психологическая готовность включает принятие ребенком новой социальной позиции — положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Личностная готовность выражается в отношении ребенка к учебной деятельности, к школе, к учителям и к самому себе. Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает формирование качеств, которые помогают общаться с одноклассниками и учителями. Волевая готовность помогает в достижении цели, она позволяет не пасовать перед трудностями и не бояться их, а преодолевать их самостоятельно или при незначительной помощи взрослых.

Поэтому в нашем центре подготовка детей к школе включает занятия с педагогом-логопедом и детским психологом поочередно.

Scroll to top