Инструмент психолога — взаимный диалог

Когда люди обращаются к психологу? Чаще всего тогда, когда клубок проблем намотался уже так, что нет никакой возможности распутать его самостоятельно. Человек в такой ситуации обычно приходит в отчаяние. Ему, кажется, что он задыхается. И он бежит к психологу в расчете на то, что сейчас, будто по мановению волшебной палочки психолог, выслушав его, решит все его проблемы: повернет время вспять, вернет ушедшую любовь, заставит родителей понять то, что они не понимали раньше. По большому счету, люди часто подсознательно надеются, что психолог изменит мир вокруг них, а они сами останутся такими же как были. На самом деле – это не только несбыточные мечты, это в корне неверное понимание задачи психолога. Но обычно клиенты не сразу осознают это. Как не сразу понимают и то, что время, проведенное у психолога, – это кропотливая и довольно долгая, а часто и не очень приятная работа над собой. При этом человек ее должен сделать сам, самостоятельно. А психолог ему будет служить проводником, советчиком, будет помогать разобраться в себе.

Удивительно ли, что первый визит к психологу приносит разочарования: “Я ему все рассказал, а он ничего не сделал! Не помогает!” Уныние, злость, недоумение – вот первая реакция на психотерапевтический курс. Однако, возвращаясь на прием, клиенты все больше погружаются в работу на собственным “я”, над собственным мироощущением, над собственными взглядами на жизнь. С помощью психолога-психотерапевта, который определяет линию работы, клиент исследует свой внутренний мир, как бы видя себя со стороны. Так происходит и осознание своих ошибок, своих слабостей, вырабатывается новое, устойчивое и здоровое отношение и к себе, и к окружающему миру.

Да, это не похоже на то, как строятся отношения врача и пациента, где пациент пассивно отдает себя в руки доктора, принимая назначенное ему лекарство. Инструмент психолога – беседа, умение выслушать и расставить акценты так, чтобы самопознание пациента оказало благоприятное действие на него самого, дало ему чувство опоры. Многие люди, записываясь на прием к психологу, не представляют, что все будет выглядеть так примитивно, они просто не в курсе, что психологическое консультирование – это обычный диалог. Вернее, обычный на первый взгляд, потому что на самом деле психолог умело строит беседу, иногда самыми безобидными вопросами создавая поворотные моменты в самосознании клиента. При этом психолог не становится близким задушевным другом, он держит необходимую дистанцию, для того, чтобы сохранить известные ему рычаги воздействия на сознание клиента. Результат появляется не сразу. Чаще всего клиент лишь со временем понимает, как изменилось его отношение к проблемам и самому себе.

Scroll to top